ИНТЕЛЛЕКТ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД
Г.Ю.АЙЗЕНК[1]
ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА
Интеллект больше, чем какое-либо другое понятие в
психологии, оказался объектом споров, критики и
неприятия. Последние в значительной мере носят
философский характер и, таким образом, не
особенно влияют на работу экспериментатора.
Часто декларируется, что интеллект — нечто
несуществующее, и поэтому любые попытки его
измерить беспредметны. Однако говорить так —
значит не понимать самой природы науки. Мы вовсе
не стремимся придать интеллекту материальность
и в равной мере не утверждаем, что он
«существует» в том же смысле, что и любой объект
нашего окружения. Интеллект — научное понятие,
такое же, как гравитация, эфир, электричество,
химические связи, — все они не «существуют» в
этом смысле, что, однако, не делает их менее
ценными в качестве научных концепций. Понятия
изобретены человеком с целью привнесения
порядка в многоцветную и шумную сумятицу
повседневных событий; их содержание не
«существует» в общепринятом смысле—
психологическое понятие «интеллект» не
отличается в этом от концепций физики.
В качестве довода в дискуссии часто
высказывается обвинение в том, что общепринятой
теории интеллекта не существует и что психологи
до сих пор спорят о его природе. Но опять же,
психология в этом ничем не отличается от точных
наук: в настоящий момент не существует
общепринятой теории гравитации и есть две теории
поля — одна из них, вслед за Эйнштейном,
объясняет гравитационные эффекты деформациями
пространственно-временной геометрии; другая,
квантовая механика, рассматривает
взаимодействие частиц и оперирует
гипотетическими гравитонами.
Аналогично, в объяснении природы теплоты
соседствуют термодинамика и кинетическая
теория, вовсе друг с другом не совпадающие.
Еще одно возражение связано с определением
интеллекта: принято считать, что не существует
общепринятого определения этого термина, а
поэтому он неприемлем как научное понятие.
Однако определение должно вытекать из теории, и,
по мере того как теория развивается, определение,
вытекающее из нее, становится все более
приемлемым и более ясным. Однако при попытке дать
определение интеллекта следует учитывать тот
факт, что существуют по крайней мере три
совершенно различных его концепции. Никакая
дискуссия о природе интеллекта не может быть
продуктивной, если она не учитывает этих
различий (рис.1).
Левая часть рисунка изображает наиболее
фундаментальный аспект интеллекта, именуемый
нами биологическим интеллектом. Он служит
физиологической, нейрологической, биохимической
и гормональной основой познавательного
поведения, т.е. в основном связан со структурами и
функциями коры головного мозга; без них
невозможно никакое осмысленное поведение, и
представляется резонным предположить, что они же
отвечают и за индивидуальные различия
интеллекта. В природе этих структур явно важную
роль играет генетический фактор; на рисунке
отражены некоторые из возможных методов
измерения характеризующих их показателей:
электроэнцефалография (ЭЭГ), измерение
усредненных вызванных потенциалов (УВП),
кожно-гальваничеекая реакция (КГР), измерение
времен» реакции (ВР).
------------------------------------------------------------------------
[1] Публикуя перевод статьи Г.Ю.Айзенка 1986 г.,
редакция решила не менять ее название: лекция
автора, прочитанная год назад в Психологическом
институте РАО, имела в своей основе содержание
статьи. Статья охватывает разнообразные стороны
концепции интеллекта и отражает итоги
многолетней плодотворной работы автора в этой
области. — Прим. ред.
Далее...
|